Шестая книга: Гарри Поттер и Принц-полукровка. Обсуждение прочитанного (Спойлер) |
alv Колдун Откуда: New York Сообщений: 345 | Написано: 11.07.2006 17:41 | Инфо Правка |
Uran238 Как интересно! Все возвращается на круги своя
Эта тема ведь началась с подачи некоего Shadow и поддержки некоего Змея Горыныча, который выступал в стиле, похожем на ваш, и предлагал литературный разбор. А ему отвечали в стиле, похожем на ваших оппонентов, что литературный обзор нам не нужен. |
Uran238 Колдун Сообщений: 74 | Написано: 12.07.2006 00:21 | Инфо Правка |
alv Обычно, прежде чем заходить в тему, я читаю предысторию. Но на 100 страниц никакого здоровья не хватит, я посмотрел лишь около десятка. Того, о чём вы говорите, не припоминаю. Если можно, укажите страницы. Узнать, что у тебя есть соседи по «колокольне», всегда приятно. |
alv Колдун Откуда: New York Сообщений: 346 | Написано: 12.07.2006 03:19 | Инфо Правка |
Uran238 упс, простите - я ошибся. Я имел в виду тему "Книга про Гарри Поттера - заурядная сказка?". Вот ссылка на одну из начальных страниц темы, где как раз начинается дискуссия, на которую я ссылался http://forum.honeyduke.com/archive/0222.htm |
Uran238 Колдун Сообщений: 76 | Написано: 13.07.2006 17:06 | Инфо Правка |
alv Спасибо! Читаю запоем! Это именно то, что я искал и не мог найти – кто же знал, что это надо искать в архиве. Активную часть темы я от корки до корки просмотрел, понимал, что это «моя» тема, а в архив не пошёл. Наверное, было подсознательное соображение, что в архив списывают то, что уже никому не интересно. Конечно, Змей Горыныч – весьма близкий мне по духу человек. Так же, как и он, я считаю, что главное – КАК показано, а не ЧТО показано. Так же, как он, я считаю, что существуют законы литературы, и судить о книге лучше по ним. И так же, как он, я не смог бы, пожалуй, эти законы внятно сформулировать. (Хотя думаю, что интуитивно хорошо чувствую, когда они нарушаются). Он нигде не выражает явно своего отношения к аргументу «О вкусах не спорят», но могу предположить, что он, как и я, слегка морщится. Не оттого, что он ложен, а от той причины, по которой он верен. В общем – «он рано вышел, до звезды». Нужно дождаться конца. Тогда, если форум не умрёт, он разделится на два мало пересекающихся сегмента: на тех, кто сосредоточится на обсуждении продолжений и альтернатив, и на тех, кто займётся-таки текстом. Тем, что ЕСТЬ. Подозреваю, вторая часть будет крошечной, но надеюсь, что она всё же будет.
|
Sanya Rubinshtain порося колокольчатая Откуда: c Королевской Звезды Сообщений: 300 | Написано: 13.07.2006 23:56 | Инфо Правка |
Uran238 Извините, не было времени на подробный ответ. За комплимент спасибо (если это был именно он) , не ожидала. Теперь буду гордиться, что Вы мне его так полноценно отвесили. Тем более, по большому счёту, комплимент достался мне ни за что: когда время есть, я не умею его жалеть, и ещё я не умею говорить коротко - в общем-то, это всегда относилось к моим недостаткам. Я только про маразм не понял. Литературоведение - замечательная вещь, и оно часто необходимо для глубинного понимания книги, понимания замысла автора. И, не спорю, порой без знания, что происходило вокруг писателя, в какое время и при каких обстоятельствах он жил, когда написал то или другое, очень сложно проникнуться духом книги. Но вот что он съел на завтрак и чем запил свой обед в тот день, когда закончил своё произведение - вот это уже не литературоведение, а маразм (пардон!). Хотя, всё-таки, в текстах по-настоящему талантливых людей есть нечто над-временное, нечто, что не уходит со временем, с изменившимися обстоятельствами жизни, а продолжает делать книгу актуальной и интересной, притягательной - сквозь годы и расстояния. Хотите сказать, это мало кому интересно. Хочу сказать, что Ролинг удалось создать настолько живые, настолько сами по себе интересные образы, легко представимые в жизни, что уже неважно, насколько она отступила/придерживалась правил построения книги, насколько она была в этом оригинальна/банальна. Видимо, иное отношение оценивается как чёрная неблагодарность. У разумных людей - нет. Только Вы уж тогда не эмоциями давите, а доводами. Ну а коли не решитесь "на этом форуме" высказываться "поперёк течения", то найтите тот, где это будет приветствоваться - уверена, в сети можно найти всё что угодно. Наверное, моё слышание всё равно не идёт ни в какое сравнение со слышанием профессионала, и всё же я чувствую себя богачом. В отношении музыки я так не умею (кстати, и мужа всего профессионалом не назвала бы - он, скорее, любитель), однако в моей жизни тоже есть то, что я "слышу" как "свой" инструмент - наверное, в силу профессиональных обязанностей. И, честно сказать, богачом себя от этого не чувствую. Пожалуй, я чувствую себя
странно. Я не в состоянии пройти мимо ошибок и нелепостей в написанном, и хотя порой бывает довольно забавно, чаще это мешает. Вот совершенно недавно купила для старшей дочери DVD-диск: захотелось мне познакомить её с фильмом о Пеппи Длинныйчулок (опять-таки кстати не могу не похвастаться - угадала, теперь этот диск практически не вылезает из компьютера). Стоило диску попасть мне в руки, как я моментально обнаружила, что Длинный Чулок на нём написано раздельно. "Но это же фамилия! - мысленно застонала я. - Она пишется слитно!". Дальше - хуже: на обратной стороне название фильма вообще указали как "Пеппи - Длинный Чулок", от чего я просто впала в ступор - впервые видела, чтобы имя и фамилию человека писали через тире
И ведь это происходит со мной постоянно! Как бы, наверное, было здорово всего этого не замечать, когда оно не надо. И книгу достаточно сложно (если только она не "уводит" уж совсем) воспринимать просто как читателю (хотя приспособиться можно), то и дело натыкаюсь взглядом на нелепости, повторы, стилистические огрехи (я уж молчу об орфографических и пунктуационных ошибках)
Грустно это как-то
Возможно, из-за этого я теряю прелесть первозданного языка автора - кто знает? Но когда я вижу фразу "Его обоняние наполнил аромат цветов", меня коробит, а когда читаю "Он надел кольцо на безымянный палец средней руки", начинаю хохотать. Я знаю массу взрослых неглупых людей, которые отказываются слушать Вагнера по той причине, что он был любимым композитором Гитлера. Мгм
А смысл? Вагнер сам назначил себя в любимые композиторы? Набивался Гитлеру в друзья и посвящал ему свои произведения?.. Он-то в чём виноват? Среди немецкой "верхушки" тех времён было немало образованных людей, ценивших прекрасное - наверняка, если брать их вкусы скопом и бойкотировать предметы их симпатий, мы в одночасье лишимся немало замечательных художников/писателей/композиторов. Но талантливые люди-то чем провинились? Своим творчеством? Тем, что хорошо делали то, что умели - рисовали/писали книги/сочиняли музыку? Нет, я могу понять людей, о которых Вы говорите. Их антипатия к Вагнеру - из области иррационального, из области чувств. Но сам-то композитор к Гитлеру никакого отношения не имеет, а уж его творчество - тем более
Я раньше думала, что не слишком хороший человек не может создать что-то хорошее. Пока однажды в жизни мне не встретилась девушка - жуткая врушка. Причём враньё её тоже было из области чего-то иррационального: она плела совершенно разные вещи людям, которые знакомы между собой и им ничего не стоило поймать её на лжи (ну, после того, как разберутся, что ничего дурного друг о друге они за спинами не говорили). Но какие замечательны песни она писала! Есть у меня и ещё один знакомый - как оказалось, тряпка тряпкой, и как человека мне его уважать практически не за что, но песни его не ценить я не могу, потому что это хорошие песни. Говорят, что и Михаил Щербаков как человек не очень-то, и благородства в нём ни на грош, но ведь песни-то у него отличные!.. Так что вопрос о "совместности гения и злодейства" для меня по-прежнему открыт, ответить на него я не могу. И вам не нужны ничьи комментарии, и не хочется самой прокомментировать какое-то место? Вам всё понятно, а если непонятно, то так даже и лучше… нет? Ну, когда как. Иногда не лучше, когда непонятно. Однако есть у меня ещё одна пишущая знакомая, и меня дико раздражает её привычка - дать прочитать свой рассказ, а потом спрашивать: "Как тебе кажется, почему герой поступил именно так?" или "
почему рассказ закончился именно так?". Чувствуешь себя школяром на уроке. Тем более, что не всегда можешь вообще связно высказаться сразу после прочтения какой-либо вещи. |
Sanya Rubinshtain порося колокольчатая Откуда: c Королевской Звезды Сообщений: 301 | Написано: 14.07.2006 00:08 | Инфо Правка |
И, тем не менее, я по-прежнему считаю, что знание теории и следование её законам не сделает человека хорошим писателем. Шестилетний мальчик, братишка моей подруги, не имеющий, само собой, никакого поняти о ямбах, хореях и прочих амфибрахиях, в своё время написал маленькое стихотворение: Зацепился облачок за ёлку И порвал рубашку об иголки. Долго туча облачко ругала И на улицу гулять не отпускала. Долго-долго облачонок плакал. Лесу показалось - дождик капал. И заметили лишь тихие травинки: Солоны те капли, как слезинки. И, Вы знаете, пусть в восьми строчках два раза встречается слово "долго", а рифмы примитивно-глагольные, в этом маленьком чуде больше чувства и смысла, чем в произведениях Дарьи Донцовой, выходящих миллионными тиражами (поклонники Донцовой, спешу сообщить, что сие - моё махровейшее ИМХО, и спорить с вами я не намерена. ). А иной, закончив Литинститут, в совершенстве владея словом и техникой, подсчитав все перрихии, строго распределив анакрузу, расчётливо употребляя символы, щеголяя выверенными рифмами и ритмом (или, наоборот, совершенным несовершенством дольника), всем своим творчеством не может сказать так просто и так много, как шестилетний ребёнок
Понимаете? Так же, как и он, я считаю, что главное – КАК показано, а не ЧТО показано. Я уже высказывала как-то своё мнение - да, форма достаточно важна, потому что ни один бриллиант не будет смотреться без достойной огранки. Однако как ни усердствуй над огранкой стекляшки, бриллиантом она никогда не станет. И я по-прежнему остаюсь при своём убеждении, что когда книгу пишет по-настоящему талантливый человек, в ней есть гораздо больше того, что можно выявить анализом и что он вложил в неё сознательно. Так же, как он, я считаю, что существуют законы литературы, и судить о книге лучше по ним. Только стоит помнить, что это литературоведение было создано для того, чтобы изучать литературу, а не литература возникла от того, что появились законы, по которым можно (надо?) создавать произведения. К тому же, из нарушения всяческих форм и законов порой возникает немало интересного - новые литературные течения, например
Тут даже вопросов не возникает: наука для книги, а не книга для науки, однозначно! А поэтому не следует забывать об авторских правах . В смысле, о праве автора. Например, не соответствовать
Добавление от 14.07.2006 00:18:
alv И от меня - спасибо! И почитать интересно, и нашла кое-что важное для другого спора, что я на закрытом время от времени веду (уж больно он у нас протяжённым получился во времени). Как, всё-таки многим хочется доказать, что Ролинг - посредственность и просто "попала в жилу", а? Не стану утверждать, что она гений, нет. Она просто хороший писатель, который да, попал в жилу - ну и что? Толкиен в своё время тоже попал. Почему же другие-то не попали, раз, по словам доказывающих, они лучше в несколько раз, а "Поттер" - это примитивно и пошло?.. (Впрочем, зря я об этом, потому как, чувствую, сейчас кинутся кричать, что именно потому, что примитивно и пошло - потому и так популярно, и придётся опять спорить и доказывать, что ты не верблюд
) Или это как в КВН: "Пушкин был посредственностью. Просто у него был хороший продюсер, и он его раскрутил"? (пардон, цитата не точная). |
Uran238 Колдун Сообщений: 125 | Написано: 14.07.2006 04:39 | Инфо Правка |
Sanya Rubinshtain Но вот что он съел на завтрак и чем запил свой обед в тот день, когда закончил своё произведение - вот это уже не литературоведение, а маразм (пардон!).
Когда б вы знали, из какого сора
А если по существу, то любой материал у исследователя может пойти в дело. Я так на это и смотрю – если в дело пошло, значит, оправдано. Если не знаешь, куда приткнуть, лучше придержи, или опубликуй в самом специальном издании, которое только найдёшь. уже неважно, насколько она отступила/придерживалась правил построения книги, насколько она была в этом оригинальна/банальна. Можете ли вы себе представить, что существуют люди, которым это интересно само по себе? Так, как физику интересны явления природы, или математику – задачи? в сети можно найти всё что угодно Например? Впрочем, мне пока и на НП не скучно. Вот, хотя бы, то, что Альв подсказал – мне это чертовски интересно. Ещё к вопросу о комментариях. Согласитесь ли вы с тем, что читать книгу с хорошими комментариями может быть удовольствием ничуть не меньшим, чем читать по-детски наивно, полностью в неё погружаясь и забывая обо всём на свете? Только это удовольствие совсем иного рода.
Добавление от 02.08.2006 04:00:
alv Ещё раз большое спасибо за совет! Прочитал весь архив этой темы - замечательно! Только почему вы говорите "ему отвечали в стиле, похожем на ваших оппонентов, что литературный обзор нам не нужен". Когда в тему пришла River и стала говорить как раз с литературоведческой точки зрения, её приняли на ура! Даже несмотря на то, что в её анализе конкретики было не так много. И вы это знали! Забыли? |
alv Колдун Откуда: New York Сообщений: 351 | Написано: 02.08.2006 13:56 | Инфо Правка |
Sanya Rubinshtain Uran238 На здоровье Я рад, что вам угодил и что вы нашли это чтение интересным. Uran238 Я не в курсе постов уважаемой River и даже не помню такого ника - видимо, когда она появилась, я уже перестал читать эту тему. А может, это у меня память, как терка, ржавая и крупноячеистая. Я совсем не против "классического", научного литературного анализа, как такового. Моя позиция проста - пусть, кто хочет, пишет такой анализ, а кто хочет, его читает и обсуждает. Я тоже с удовольствием прочитаю и обсужу, если будет интересно. Но когда меня пытаются силком повернуть, направить, наставить на истинный путь литературоведения с помощью наводящих вопросов и так далее - я предлагаю таким людям от меня удалиться. Потому что если я готовлю борщ, а ко мне подходит некто и говорит "давай будем с тобой готовить долму, я тебе скажу, как", я отвечаю - "вот иди и сам приготовь долму, и дай мне попробовать, и если будет вкусно, я пойду с тобой готовить хачапури и что у тебя там по плану". Примерно так. |
Uran238 Колдун Сообщений: 126 | Написано: 03.08.2006 04:18 | Инфо Правка |
alv Я не в курсе постов уважаемой River Значит, забыли. Вот что вы писали: 23.09.2003 23:35 River Брава! Очень, очень интересно. И ваш энтузиазм заряжает, куда там Кашпировскому По поводу описания персонажей - полностью согласен, мы с Полиной писали тоже самое в методичке для авторов фиков. По поводу "реалити шоу", Толкиена и Стругацких - тоже поддерживаю целиком и полностью. Единственное насчет лакун - надо уметь ими пользоваться, у авторов фиков, увы, получаются чаще не лакуны, а дыры. 13.10.2003 00:49 River Лекции ни в коем случае не прекращайте. Ужасно интересно, особенно теперь, когда мы выбрались на более широкие просторы, к Пушкину, Тургеневу и пр. Но когда меня пытаются силком повернуть, направить, наставить Чтобы силком повернуть, нужен как минимум физический контакт или угроза такового. Как это возможно в рамках форума? Что-то вы лукавите. |
alv Колдун Откуда: New York Сообщений: 354 | Написано: 03.08.2006 13:10 | Инфо Правка |
Uran238 Да, действительно - данные неопровержимо свидетельствуют, что я там был, но никаких воспоминаний об этой части дискуссии у меня нет. Абсолютно. Спасибо, что напомнили. Насчет "силком" - это вы лукавите, по-моему. У нас тут все общение виртуальное, не так ли? Поэтому в данном контексте придавать моим словам смысл, кардинально отличный от этого контекста, довольно странно. Кроме того, я пояснил и впрямую (в этом же предложении), и с помощью метафоры (в следующем предложении), что я имею в виду. Если я выразился непонятно, то посмотрите еще раз на посты Змея и River, и на то, как различалась реакция форумчан на них - это именно то, что я пытался сформулировать в предыдущем комментарии. |
Uran238 Колдун Сообщений: 129 | Написано: 03.08.2006 13:17 | Инфо Правка |
alv как различалась реакция форумчан на них Как на глажение по шерсти и против оной, и ничего боле. Во всяком случае, если что-то интересное осталось в архиве, то благодаря, а не вопреки Змею. |
alv Колдун Откуда: New York Сообщений: 355 | Написано: 03.08.2006 21:51 | Инфо Правка |
Uran238 Как на глажение по шерсти и против оной, и ничего боле Смешно, право слово. Вы так говорите, как будто это одно и то же, две стороны одной медали. По мне, так различие это больше похоже на различие между вежливым приветствием и плевком в морду. Ривер предложила захватывающий и новый анализ. Змей только говорил об этом, но при этом сам не предложил ничего, кроме хамства. Да, многие посты, оставшиеся в архиве, интересны, но благодарить за это Змея - то же самое, что благодарить правителя, развязавшего войну, за героизм солдат, проявленный в этой войне. Если вы с этим не согласны, значит, нам придется признать, что мы видим ситуацию по-разному. А затем согласиться, что мы по данному вопросу не согласны, и перевернуть эту страницу дискуссии. |
Uran238 Колдун Сообщений: 131 | Написано: 03.08.2006 23:13 | Инфо Правка |
alv нам придется признать, что мы видим ситуацию по-разному. Конечно. Гладить против шерсти и плевать в морду - далеко не одно и то же. Первое - полезно, второе - гадко. Со стороны Горыныча я заметил только одно маленькое хамство, когда он обыграл ник одной дамы. Он сразу извинился, когда ему указали, что это дама. Зато по отношению к нему хамства было достаточно много. На причины этого я намекал в своей реплике от 13.07 и мог бы эту тему развить на длиннейший пост, но только в частной переписке. |
| |